Шла война народная

 

Беседа писателя Виктора Кокосова с Председателем президиума Ленинградского Объединенного Совета ветеранов партизанского движения, подпольщиков и их потомков А.И. Веретиным.

      — «Народные мстители» — так именовали советских партизан. В 1941-м известный композитор Николай Павлович Иванов-Радкевич посвящённый им торжественный марш так и назвал: «Народные мстители», — начал разговор Председатель президиума Ленинградского объединенного совета ветеранов партизанского движения, подпольщиков и их потомков А.И. Веретин. А парад ленинградских партизан, состоявшийся 76 лет назад на Международном (теперь — Московском) проспекте, неподалеку от Средней Рогатки, шёл два дня подряд: 5 и 6 марта. Все 35 тысяч народных борцов с врагами хотели пройти в победном строю! Но не всем повезло — некоторые партизанские бригады, из-за удалённости их зон действия, были расформированы в других городах Ленинградской области.

      О параде Победы ленинградских партизан сегодня мало кто знает, ни в одном учебнике истории информации не найдешь. Как, впрочем, и о том, что и дата 29 июня, а именно в этот день мы с 2009 года мы отмечаем установленный Указом Президента День партизана и подпольщика, у партизан и подпольщиков – реальных участников Великой Отечественной войны всегда вызывала сложные чувства.

      - Почему? Они кровью заслужили свою «красную дату» в календаре!

      - Несомненно! Но ветераны говорили: «К 29 июня 1941 года мы такой праздник не заработали, мы не сделали ещё ничего! Были лишь единичные случаи сопротивления врагам!»

        Да, 29 июня 41 Совнарком и ЦК ВКП(б) издали постановление о необходимости развернуть в тылу врага партизанское и подпольное сопротивление. Кстати, в этом же постановлении партийные, комсомольские первичные организации, органы власти обвинялись в шапкозакидательских настроениях. А ведь они делали то, что им спускали высокие руководители сверху! А «наверху» давно подрубили корень возможной партизанской борьбы.

- Что вы имеете в виду?

      - Ещё в 1933-м, под Ленинградом, проходили масштабные учения диверсантов. В них участвовало примерно 3 000 человек. Эти в полном смысле слова элитные бойцы были обеспечены рациями, автоматами со складными прикладами. Их специально готовили вести партизанскую войну в тылу врага. Но после 1934 года в стране ликвидировали партизанские базы и склады, школы, которые готовили специалистов по ведению партизанской борьбы. Считалось, что война будет вестись на чужой территории.

      - Помнится, тогда вообще коренным образом изменились взгляды на будущую войну. Ворошилов говорил, что чужой земли мы не хотим, но и своей вершка не отдадим.

      - Да, планировалось отбросить, в случае нападения, врага за границы Родины и вести войну на чужой территории.

      - Эти ошибки стоили советским людям очень дорого!

      - Не то слово! Вермахт довольно быстро пробился танковыми клиньями вглубь территории СССР и для местного населения начался сущий ад! По плану Гитлера «Ост» в Ленинградской области планировалось оставить всего-навсего 300 тысяч местных жителей. И оставляли их лишь для того, чтобы обслуживать 10 тыс. колонистов из Германии и из Эстонии — то есть тех эстонцев, которые зарекомендовали себя искренними друзьями рейха. А чем зарекомендовали? Участием в массовых расстрелах, карательных акциях и т.п. И гитлеровцы со всей добросовестностью взялись за исполнение своего плана: в области (а она тогда была намного обширней, чем сегодня, и включала в себя частично псковские, новгородские, карельские, вологодские земли) было пол-ностью(!) разрушено 20 городов, 3135 сёл и деревень... И как уничтожено! Например, 30 октября 1943 г. деревню Большое Заречье Волосовского района стёрли с лица земли вместе с её жителями: 12 человек расстреляли, 54 — заживо сожгли (в том числе 19 детей, среди которых был один трёхмесячный ребёнок).

      — И люди поднялись на борьбу! Было за что мстить! Ленинградские партизаны нанесли гитлеровским и финским захватчикам серьезный урон. Каковы, как выражаются канцелярским языком, потери врага «в живой силе и технике»?

      — По отчетам партизанских бригад, на февраль 1944 года 106 тысяч солдат и офицеров, полицаев, прочих пособников врага, сотрудников полевой жандармерии, вспомогательных легионов СС на территории Ленинградской области было убито. Взорвано эшелонов с техникой и личным составом 1100. А еще 227 танков вывели из строя ленинградские партизаны, около 200 мостов взорвали, 50 тысяч штук рельсов и тысячи столбов телефонной связи также взорвали и демонтировали. Немцы в самые кризисные для себя периоды на фронте по месяцу ремонтировали перегоны и не могли получить резервы из ставки. А в письмах домой гитлеровцы из-под Ленинграда сообщали, что отказываются ехать в отпуск — боялись смерти в пути! У них в полном смысле слов земля горела под ногами!

      — Александр Иванович, говорят, что организовать по-новому партизанскую борьбу в Ленинградской области решил будущий маршал Победы Георгий Жуков.

      — Действительно, именно Георгий Константинович, срочно посланный Сталиным в Ленинград и командовавший в самый кризисный для города период в сентябре 1941 года Ленинградским фронтом, подписал Постановление Военного совета Ленинградского фронта от 27 сентября 1941 года номер 00299 об учреждении Ленинградского штаба партизанского движения— первого партизанского штаба в нашей стране.

          Хотя первый отряд, составленный из студентов и преподавателей Института физкультуры имени Лесгафта, отправился в тыл врага уже 29 июня 1941-го. В первые три месяца войны было сформировано Ленинградским штабом народного ополчения, действовавшим три первых месяца войны и располагавшимся в знаменитом Мариинском дворце, о чём свидетельствует памятная гранитная доска на фасаде, и направлено в тыл врага 100 партизанских отрядов, 4 батальона и 6 партизанских полков. Туда брали только лучших— членов партии и комсомола, физически сильных, выносливых и преданных Родине молодых людей. И эти первые — 12 тысяч добровольцев ушли в легенду! Как и защитники знаменитого Лужского оборонительного рубежа. Почти все погибли. К концу сорок первого на территории Ленинградской области воевало 18 тысяч партизан.

      — Отряды в то время несли большие потери. Немцы никого не щадили.

      — И это объяснимо: поначалу партизанам была запрещена связь с местным населением - это была позиция генерального комиссара госбезопасности Берии, они скорее считались диверсантами, чем партизанами; плюс реальная ситуация — один автомат на отряд, остальное добудьте в бою, отсутствовали рации, не говоря уже о продуктах питания на длительный период войны в тылу врага. Вообще, партизанское движение на Северо-Западе следует разделить на три этапа.

      Первый — с лета 1941-го по начала 1942-го, когда основной упор делался на чисто рейдовые диверсионные операции, запрещалось взаимодействие и связь с местным населением. А вот когда стало понятно, что без массовой народной поддержки сопротивления оккупантам, партизанам в тылу врага не обойтись, эта связь возникла и упрочилась, был дан старт второму этапу народной войны. В Ленобласти появились целые партизанские края, как, например, в треугольнике Старая Русса — Холм — Дно, который существовал до осени 1942 года и занимал территорию более 10 000 квадратных километров.

      — Почему не дольше?

      — В феврале сорок второго партизаны в тылу врага сформировали и в марте сумели провести через две линии фронта в осаждённый Ленинград обоз с продовольствием — 223 подводы с мясом, салом, медом, мукой, мясом птицы, гречей, мукой и т.д. Это взбесило Гитлера, и он приказал уничтожить край народных мстителей. В результате этой, уже четвертой карательной операции, в которой теперь были задействованы не только полицейские, но и армейские вооруженные части, включая танки и артиллерию, немцам удалось выбить отряды из Партизанского края. Они с боями вышли в район южнее Луги и сформировали там новый партизанский край! А вскоре начался третий этап борьбы.

      — Именно в 1943 году гитлеровцы стали массово угонять жителей области в Германию.

      — И тогда началось настоящее народное восстание! Наступил перелом в войне. При этом надо помнить: партизаны не было военнослужащими, они не принимали воинской присяги, не входили в состав Красной армии и не обязаны были брать в руки оружие. Они были и остаются навечно добровольцами! Но сколько этих добровольцев влилось в составы партизанских бригад! Как они сражались! Да, 12 с половиной тысяч наших земляков погибли, две с половиной тысячи были тяжело ранены и вывезены самолётами на Большую землю. И это только известные цифры по партизанам! Потери подпольщиков, людей, помогавших им и партизанам, так же как и их полная численность, до сих пор неизвестны, но надеемся, что когда-нибудь будут установлены.

         Двадцать жителей Ленинградской области (в границах до 1944 года) стали Героями Советского Союза. Их подвиги восхищают! Например 83-летний Матвей Кузьмич Кузьмин из деревни Куракино Великолукского района ныне Псковской области, в ночь на 14 февраля 1942 он согласился провести немцев в тыл советского отряда, но тайком послал сына Василия, чтобы предупредить наших о маршруте, и привел их на открытое место, под огонь нашей воинской части. Когда грянули первые залпы и пулемётные очереди, немцы убили деда, но и сами погибли. Звание Героя Советского Союза М.К. Кузьмину присвоили лишь через двадцать лет — Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года. Похоронен Кузьмин в Великих Луках. Бюст его стоит в Москве, на станции метро. «Партизанская».

      — А почему в Москве, а не в нашем городе, в котором находился Ленинградский штаб партизанского движения?

      — А почему в нашем городе, на фасаде дома № 59 по Большой Морской улице, в котором с сентября 1941 по март 1944 года находился Ленинградский штаб партизанского движения, до сих пор не установлена мемориальная доска? Почему в нашем городе нет станции метро «Партизанская»? Почему Комитет по печати Ленобласти не поддержал нашу инициативу — издать небольшую книгу о партизанах — Героях Советского Союза? Эти и другие вопросы мы уже многие годы направляем руководству Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в надежде получить понимание и поддержку.

         Сами делаем, что можем. Так, в 2019-м, в год 75-летия окончания партизанской войны наш Совет учредил памятную медаль «Партизанская слава Ленинграда». Ей ыли награждены как наши славные партизаны, так и те общественники, которые помогают сохранять в народе память об их подвигах.

      — Сколько же партизан остаётся с нами?

      — Время неумолимо: из 35 тысяч, числившихся в рядах народных мстителей на 5 марта 1944 года, осталось чуть более 100 человек. Наш Совет не делит их на псковских и новгородских, тверских и ленинградских, карельских и мурманских. Все, кто давал Клятву ленинградских партизан и воевал в ленинградских партизанских бригадах, в отдельных партизанских формированиях нашего региона, — все наши родные и близки. Мы считаем, все эти бойцы и командиры, что давали Клятву ленинградских партизан, в которой есть такие слова: «Мы защищаем великий город Ленинград и скорей умрем, чем станем на колени, но победим скорее, чем умрем!», достойны вечной памяти ленинградцев.

         Но увы! Народный подвиг 12 000– 18 000 ленинградцев-добровольцев, рабочих и инженеров промышленных предприятий (Кировский, Балтийский заводы, «Адмиралтейские верфи», «Электросила», Горный институт, Государственный университет) и студентов ленинградских вузов (на первом этапе партизанской войны) и 35 000 партизан, не говоря уже о подпольщиках, чекистах, которые боролись с немецкими диверсантами и предателями в составе партизанских отрядов, до сих пор находится в тени великого подвига города-героя Ленинграда. В том числе и в связи с тем, что все руководители партизанского движения в 1950-м были арестованы и ликвидированы по «Ленинградскому делу». До сих пор многие дела ленинградских партизан остаются засекреченными. В Москве памятник на территории Донского монастыря расстрелянным и сожженным в крематории Донского кладбища руководителям Ленинграда и Ленинградской области поставили. В том числе — и руководителям ленинградских партизан, земной путь которых там и закончился. А у нас, в Санкт-Петербурге, — нет ничего. Хотя я неправ: есть единственная табличка репрессированным руководителям Ленинградской области в выставочном зале «Смольный». Но там перечислены только областные руководители, погибшие в связи с «Ленинградским делом».

      — Эту ситуацию надо исправить!

      — Конечно. И дело даже не в том, что наши ленинградские партизаны ее тоже добывали: после знаменитого партизанского парада близ Средней Рогатки 5–6 марта 1944 года, 28 тысяч из 35 тысяч партизан были зачислены в части Красной армии, брали Кёнигсберг, Берлин, освобождали Варшаву, Прагу… Дело в том, что надо понимать, что такое «дубина народной войны», народное сопротивление врагу, уважать и беречь эту нашу главную историческую традицию.

Беседу вел Виктор Кокосов - член Союза писателей России